Очерки Гурьева А. Г. / С широко закрытыми глазами

 

 

 

После публикации моей скромной заметки «Записки кинологического критика», в декабре прошлого года, мои знакомые любители собак и эксперты поделились на два лагеря. Одни, панибратски хлопая меня по плечу говорили: «Ну, мужик, ты даешь, прямо не в бровь, а в глаз!» Другие с кривой ухмылочкой цедили сквозь зубы: «Куды ты лезешь, вятский лапотник, с суконным-то рылом да в калашный ряд».

Знаю из истории, критика – занятие крайне неблагодарное, почетных званий за нее не дают. Достаточно вспомнить диалог В.Г. Белинского с ямщиком, хорошо известный литературоведам. Но давайте разберемся по существу вопроса. Как известно, в мире существует наука кинология (от греческого kynos – собака и logos – учение). Наука предполагает изучение, обобщение и выводы. Для примера возьмем коневодство – отрасль животноводства. Есть учебники по коневодству, где описаны различные методы племенной работы – подбор, отбор, инбридинг и т.п. Дана характеристика основателям линий, каким образом они были получены, как велась с ними племенная работа, что они оставили после себя, какие достоинства и какие недостатки замечены в представителях каждой линии. Все это изучают ученые-зоотехники.

Что происходит в кинологии? Где ученые- кинологи? Ходят слухи, что они есть и даже защищают кандидатские диссертации, только темы какие-то высоконаучные, и звучат они примерно так: «Влияние спиртовой вытяжки корня дуба на интеллектуальный уровень развития собаки, длину и тонину ее шерстного покрова».

Вероятно, тема данной диссертации внесет особо значимый вклад в дело развития отечественного собаководства, но давайте с птичьего полета высокой кинологической мысли спустимся на нашу грешную землю.

Допустим, в каком-то регионе России появился неравнодушный к породе русских гончих человек. Отстажировался, получил первичную категорию эксперта-кинолога и решил серьезно заняться разведением этих собак. С чего ему начать? Конечно, с изучения литературы по генетике, аналитических статей по линейному разведению. А где их взять? Дельных книг по собаководству немного. На мой непросвещенный взгляд, одна из лучших книг, изданных в России, – «Охотничье собаководство», выпущенная издательством «Колос» еще в 1966 году. На этом же уровне стоит книга «Охотничья лайка» А.Т. и С.Д. Войлочниковых, ставшая классическим трудом, с 1982 года выдержавшая четыре издания, что, несомненно, говорит о ее ценности.

Последние лет двадцать многие эксперты-гончатники написали книги, чаще всего в виде автобиографии. Сюжет их в основном таков: какой замечательный друг был Иван Иванович, какие дельные собаки были у Ивана Никифоровича, какая восхитительная у него была супруга, Пульхерия Ивановна, и как мы славно в былые времена поохотились.

Особнячком стоит книга Р.И. Шияна «Полевой досуг гончих», написанная живо и интересно, но и в ней нет анализа линий гончих.

Меня спрашивают: «Почему автор этой статьи, не будучи не только экспертом по породам гончих собак, но даже заводчиком, взялся за эту тему?» Все очень просто. За державу обидно!!! Русские гончие – наше национальное достояние, и мы должны их беречь и лелеять. И передать потомкам в том виде, в каком они были выведены, для тех же целей и задач, в первую очередь для борьбы с «серыми помещиками», в последние годы сильно расплодившимися. Дальше будет еще интереснее. Хвойные леса интенсивно вырубаются, лиственный подрост – идеальная стация для лося, будет много лося – будет много и волков, со всеми вытекающими для гончатников последствиями.

В племенной работе все очень непросто. Еще совсем недавно звучало бравурно, что у нас такие великолепные и однотипные собаки в некоторых породах, что не знаешь, кому поставить оценку «очень хорошо». Но природе противно однообразие, и она подкинула нам задачку в виде «зубной формулы». Сейчас чего только не услышишь на выставках: то у собак не хватает нескольких премоляров, то излишки резцов, то еще чего-нибудь.

Однако наших кинологов волнуют несколько иные проблемы. Одна из них озаботилась в одной из своих статей тем, что пятнышки у собачек расположены не там, да и несколько ассиметрично. Удивительное совпадение, но еще в 1947 году вышла книга М. Щепкина «Из наблюдений и дум заводчика». Вот что писал в ней автор: «...Мы часто читаем, слышим, говорим о породе, чистокровности, об освежении крови, но как мало мы понимаем, еще меньше чувствуем, что такое чистокровность и зачем она нужна. Бедные положительным в области заводческого дела, не укладывающегося в рамки лабораторной колбы, мы хватаемся за чисто внешние черточки, донельзя переоценивая их. Допустим, всем хорош производитель, но если у него есть какое-то пятно на верхней губе, мы от него отвернемся.

Не спасут его ни лады, ни общая породность, ни, вне сомнения, удостоверенная не только чистокровность, но и происхождение от выдающихся родителей. Так силен в нас формализм. Не будем этому удивляться: по существу мы далеко не формалисты, но слабость наша заставляет нас цепляться за этот формализм – авось он спасет».

В своих комментариях к моим «Запискам» в «РОГ» № 1 за 2009 г. покойный эксперт всесоюзной категории проф. Камерницкий А.В. в общем-то согласился с моими доводами. Возникает вопрос: если все всё понимают, что идем мы в разведении не туда, то почему ничего практически не делается для исправления сложившейся в собаководстве ситуации? В Москве не хотят или не могут расслышать, о чем просят, что предлагают в регионах. Раньше это называлось ком. чванством. Кстати, раньше к регионам было другое отношение, мне приходилось присутствовать в качестве вольнослушателя на заседаниях ВКС в начале 80-х. Кинолог Росохотрыболовсоюза Наталья Алексеевна Довлатова, которую тогда за глаза называли «мамой», проявляла действительную заботу о собаководстве в регионах. В те времена ни одно решение в кинологии без опросов, без согласия с мест не принималось. Пользуясь случаем, хочу поздравить Наталью Алексеевну с восьмидесятилетием и сказать: «Мы Вас помним!»

О том, что творится сейчас, как проталкиваются нужные отдельным группам людей правила, много писалось, не буду повторяться. Что происходит, когда одни не хотят жить по-старому, а другие не могут, мы знаем из истории. Дай Бог, чтобы наверху пересмотрели некоторые свои позиции. А для того чтобы на местах не работали «с широко закрытыми глазами», необходим учебник по кинологии, где бы были проанализированы линии собак, их достоинства и недостатки.

 

 

Александр ГУРЬЕВ 6 октября 2009