Очерки Гурьева А. Г. / О статьях А. В. Стоячко и не только

 

 

 

Могу сразу сказать, не знаком я с Анатолием Владимировичем, к моему большому сожалению, лично. Мы переписывались, но это было давно. Всё началось с приезда Владимира Иосифовича Солганика к нам в Киров в 1985 году. Так как я был завсегдатаем московских выставок в середине 80 годов, уже, увы, прошлого века, то Владимир Алексеевич Попов познакомил меня с ним в 1984 году, представив, как знатока натаски легавых собак.

И вот спустя год со времени нашего первого знакомства, мы с Геннадием Васильевичем Колпащиковым встречаем гостя в аэропорту « Победилово». Самолет опоздал на несколько часов. Наконец, вижу из толпы пассажиров, отделяется невысокого роста коренастый человек, с огромным станковым рюкзаком, ружейным чехлом и крупным курцхааром.

Укладываем вещи в «Ниву» Геннадия Васильевича, рассаживаемся, и едем в город Халтурин. Приезжаем на место уже затемно. Две недели мы жили в Чашкове Болоте, в строительном вагончике, охотились, разговаривали. От Владимира Иосифовича я впервые и услышал, что в Симферополе живет его друг Анатолий Владимирович Стоячко, известный украинский эксперт и фанатик пойнтеров, а также о крымских состязаниях легавых по вальдшнепу.

После чернобыльской катастрофы в 1986года , в Халтурин, по моему приглашению, из Киева приехал Владимир Константинович Грановский с семьей и друзьями. Мы с шофёром лесхозовского автобуса встретили их в Котельниче на вокзале. Привезли к В.А. Попову, т.к в моей 18 метровой коммуналке такую ораву было не поместить, а затем перевезли в одинокий дом на высоком берегу Вятки за деревней Боярское. Привезли отходов с пилорамы, сколотили нары, подправили печку, привезли свежескошенного сена. И потекли самые счастливые в моей жизни дни с охотой и вечерними застольями у костра. Дупеля в тот год высыпало немеряно, мы тушили дупелей в ведре на закуску десятками. И вновь, то и дело Владимир Константинович рассказывал о крымских состязаниях легавых и Анатолии Владимировиче Стоячко из Симферополя.

В 1988 году Владимир Алексеевич Попов впервые в СССР организовал комплексные состязания дратхааров. На состязания, наряду с многими экспертами, был приглашен Александр Зиновьевич Турок из Минска. Как же я был рад его видеть на пороге своей коммуналки. Александр Зиновьевич тогда приехал с друзьями, Соломоновым и Цивесом, и их двумя пойнтерами. Я был твердо убежден, что собаки начнут лезть везде, обнюхивать новое для них помещение. Ничего подобного, они свернулись клубочком на разложенных для них ковриках, и их было не слышно и не видно, что несказанно меня поразило. Тогда я впервые осознал, что такое культурная и воспитанная собака. На тех состязаниях вновь не раз вспоминали А. В. Стоячко.

Прошло много лет . Только с появлением скоростного интернета и специализированных сайтов пойнтеристов, мне посчастливилось познакомиться с некоторыми отчетами Анатолия Владимировича. Могу с уверенностью сказать, что в них можно почерпнуть очень многое. Начинающие эксперты поймут, как нужно писать отчеты, не скуловоротные от своего педантизма, а живые и красочные, где переживаешь за работу собаки, а не констатируешь, начало и конец работы собаки на состязаниях. Владельцы узнают, как не надо вести собаку на испытаниях и состязаниях. Какие недочеты бывают у ведущих и почему их собаки, по их же вине не получают заветного диплома. Заводчики, наконец -то осознают, что от первой собаки в ринге, не обязательно появится на свет собака, поражающая своей красотой, а совсем наоборот. Что при работе с породами собак необходимо обязательно учитывать, что их « подпирает сзади», какие предки в родословных. Можно подбором « кровей», просчитать будущего чемпиона и от совсем невзрачных собак, но обязательно имевших выдающихся предков.

Будущие организаторы состязаний, будут учиться на чужих ошибках, а не на своих, чтобы не допустить « ляпов» в организации столь ответственных мероприятий.

Самое главное, нужно всем осознать, что наши собаки для охоты, а не для спортивных состязаний и шоу выставок. Мы должны в них ценить, прежде всего, ум и сообразительность, чтобы не было потом жаль, за погубленные годы, потраченные на воспитание совершеннейшей бездарности. Мы должны испытывать на охоте удовольствие от работы собаки, а оно, уж поверьте мне , уже немолодому человеку, на слово, далеко не всегда измеряется количеством дичи в тороках.

Только по молодости хочется набить дичи в ягдташ под завязку и обстрелять коллег по охоте, с годами понимаешь, что весь «цимус» в другом, в ощущениях, которых ты испытываешь от хорошо поставленной, работающей собаки.

Состязания проводятся за границами России, очень часто по выпускной птице. При малейшей опасности она таится, наши же тетерева, куропатки, а очень часто и дупеля, бегают от собаки и охотника, как лоси. Да и плотность дичи на единицу площади за границей очень высока. Поэтому там не требуется от собаки иметь дальнее чутье, быструю подводку. Если эти качества у собаки не востребованы, они постепенно деградируют. Говорят, у людей очень развито было шестое чувство или третий глаз, он помогал им выжить среди саблезубых тигров и пещерных медведей. Но со временем он атрофировался за ненадобностью, и только в экстремальных условиях, наш организм нам подсказывает, что можно сделать, а что нет, чтобы сохранить жизнь.

Кроме собранных мной из разных источников, статей и отчетов Анатолия Владимировича Стоячко, следует ознакомиться и с отчетом Николая Анатольевича Каргапольцева, тем более, что XI чемпионат пойнтеров, они судили вместе, председателями разных экспертных комиссии. Зная, что очень давно Николай Анатольевич неровно дышит к пойнтерам, выскажу крамольную мысль, что пойнтеристы очень много потеряли, не сообразив подарить ему хорошую суку черных кровей. Но, может быть, не всё потеряно?!

Следует также ознакомиться и со статьей Землянского, так сказать, для общего развития.

23 ноября 2015 года, Михаилу Павловичу Павлову исполнилось бы 95 лет. Он всегда неровно дышал к пойнтерам. Во ВРКОС записаны, его ч. Алка 1196/п и Пюрсель – Нюшка 1459/п. В начале девяностых, он как –то сказал мне по секрету, что будь у него миллион долларов, он завел бы у себя в хозяйстве ВНИИОЗ питомник черных пойнтеров, это давнишняя его мечта.

Питомники пойнтеров в России уже появились, поэтому в день рождения Михаила Павловича, дорогие любители пойнтеров и не только их, поднимите рюмочку, за то, чтобы у «верхних людей», Михаил Павлович тоже исполнил свою мечту.

 

 

Александр Гурьев, г. Киров 22.11.2015