Очерки Гурьева А. Г. / Забытая тридцатьдевятка

 

 

 

Страны производители охотничьего оружия, наверное, можно условно поделить на несколько групп. Одни, как Англия, это торжество стиля и качества, плюс высокая цена и гарантия надежности на сто лет. Вторые, например, Бразилия- производят дешевые ружья, с малым ресурсом. Купил, поохотился, выбросил, купил, поохотился, выбросил. Третьи страны, такие как США, Италия все время находятся в поиске, непрерывно совершенствуют охотничье оружие, повышают его качество, разрабатывают новые ударно-спусковые механизмы. В 40 лет я чисто случайно прочитал « Основы маркетинга» Филиппа Котлера , после этого год учился на одноименных курсах в « Бизнес-центре», что отняло у меня несколько сотен зеленых, но, надеюсь, на такую же сумму добавило « серых клеточек ».

В процессе обучения выяснилось, что « маркетинг- это рыночная концепция управления производственно- сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, направленная изучение рынка и его экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей, ориентацию на них производимых товаров и услуг и получение в результате этого максимальной прибыли».

В этой связи, мне вспоминается великий русский писатель Н.В. Гоголь, который во втором томе « Мертвых душ», устами помещика Костанжогло, обрисовал принцип построения русского бизнеса и его маркетинговой политики: « … А кто их заводил? Сами завелись: накопилось шерсти, сбыть некуды, я и начал ткать сукна, да и сукна толстые простые; по дешёвой цене их тут же на рынках у меня и разбирают. Рыбью шелуху, например, сбрасывали на мой берег шесть лет сряду; ну куды ее девать ? я начал с нее варить клей, да сорок тысяч и взял. Ведь у меня все так…»

Следовательно, можно предположить, что основные лозунги современного маркетинга : « Отыщите потребности и удовлетворите их», « Любите клиента, а не товар», родом из России 19 века.

Как же любят нас наши современные производители, отыскивают наши потребности и удовлетворяют их?

Ответ находим в статье Александра Посудина

« Оружейникам нужно помогать» (№ 11-2005, Охота и рыбалка XXI век» ). Он пишет, я цитирую ( стр.29): « Совсем иное дело, когда придет, скажем, в кабинет директора ИЖМЕХа какой-нибудь член коломенского СОО и положит ему на стол контракт на проектирование и выпуск горизонталок с утопленной планкой и прямой шейкой приклада. Да в таком количестве, чтоб пришлось подгонять десять железнодорожных вагонов. А рядом с контрактом положит чек с предоплатой». Далее следует описание всех благ, которые посыплются на голову члена коломенского СОО.

По своей наивности я думал, что мы живем пусть в диком, но капитализме, оказалось, что наши оружейники одной ногой стоят, на берегу, под названием загнивающий социализм, а другой в лодке, под названием дикий капитализм. Время идет, лодка все быстрее отъезжает от берега. Что произойдет дальше, думаю не трудно догадаться. Потому, что работаем мы по социалистически, а денег хотим загребать по капиталистически.

В свете вышеизложеннного, можно придти к однозначному выводу, наша промышленность, снова выбрала свой, четвертый путь развития, модифицировав автомат Калашникова в гладкоствольные « Сайги». Нет слов, « Сайга» оружие надежное. Если пойти по этому пути и составить логическую цепочку то предлагаю идею. Давайте закупим джипы и пикапы в Китае по запчастям, их отверточную сборку произведем в Ижевске. На базе гранатомета АГС – 30, разработаем гладкоствольную пушку, с дробовым зарядом граммов в 150 и лазерным прицелом. Придумаем крепление турели, как на крыше джипа, так и на установку в кузове пикапа. Это будет круто! Предложим в Арабские Эмираты, у них денег куры не клюют или американцам, мастерам стрельбы из винтовки по куропаткам и сусликам. Да и наши любители, не охоты, а стрельбы по дичи, думаю, не отказались бы от такого агрегата. Во, « капусты» срубим!

Я как-то уже ссылался на заметку главного конструктора В. Парамонова в журнале « Охота и охотничье хозяйство» № 7 за 1987 год. По существу, тогда было проведено маркетинговое исследование покупательского спроса, о необходимости выпуска ружей ТОЗ-134. Выяснилось, что это ружье никому не нужно. Но выяснилось и другое:

а/ оказалось, что многие охотники до сих пор стреляют дымным порохом, для полноты сгорания которого требуются более длинные стволы ружей.

б/ за производство ружей малых калибров проголосовал 61 % опрошенных. Из них : 44 % высказались за производство двустволок 20 го калибра , а 17 % пожелали иметь двустволки 28 калибра с длиной стволов не менее 660 мм.

в/ охотники просили, чтобы ружья выпускали со сверловкой цилиндр-чок и двумя спусковыми крючками, а также, чтобы наша промышленность не забывала о производстве ружей с двумя парами стволов.

В № 1 за 1992 год журнала « Природа и охота», Н. Аксенов опубликовал статью « Не пора ли вспомнить о незаслуженно отвергнутой модели ?».

В статье рассказывается о ТОЗ-39 М, разработанной в 1988 году конструктором Н.И. Коровяковым. «… Подкупает универсальность базовой конструкции образца, допускающей выпуск его любых калибров – от 12го, ( в том числе под патрон « Магнум» ) до самых малых, включая комбинацию гладкого и нарезного стволов калибра 5,6 мм и даже в трехствольном варианте (третий ствол- под патрон кольцевого воспламенения). Конструкция муфты стволов ружья допускает получение посадочного места для крепления оптического прицела. Стволы ружей 20,28,32 калибров планируется иметь длиной 660 мм при массе ружья не более 2,7 кг, 12 и 16 калибров – стандартной длины 711 мм при массе модели до 3 кг. Необычна конструкция боевых пружин: ими являются ветви разрезанной предохранительной скобы спускового механизма…»

Далее читаем: « … Наиболее важная особенность ружья ТОЗ-39М- применение ( впервые в отечественной практике) технологии изготовления базовых деталей, не требующей сложной и трудоемкой слесарной пригонки сопрягаемых плоскостей по копоти или краске. Безусловно, это радикально облегчает и упрощает производство ружья, значительно сокращает время его освоения промышленностью…».

Всё, как говорят, прилипло! Спрос со стороны населения имеется, высокотехнологичное ружье есть. Дело за промышленностью. Ставь на поток модель горизонтальной бескурковой двустволки 20 и 28 калибров, комбинированного ружья с двумя парами стволов и рынок сбыта тебе обеспечен.

Но в пору плюреализма мнений, демократии и перестройки было, видимо, не до удовлетворения нужд российских охотников. Затем стало нужно зарабатывать валюту, конечно для модернизации производства, за счет выпуска « Сайги» и ковбойского варианта курковой ИЖ-43. Потом решили, что нужно удивить мировую общественность и запустить в серию ружье- револьвер , ружье с овальными стволами, одновременно разрабатывая надежную самозарядку. Разработали, запустили в серию, а к российскому охотнику в глубинке вновь повернулись и отнюдь не лицом.

Статистика нас убеждает, что средняя зарплата в России составляет 8530 рублей. Смею возразить, она гораздо больше. Для этого нужно провести несложный подсчет. Зарплата слесаря на пивзаводе 20 тыс. рублей, слесаря в колхозе 2 тысячи рублей. Значит, среднестатистический слесарь в среднем получает 11 тысяч рублей. Так как число пивзаводов и колхозов в России скоро сравняется, мои вычисления более чем корректны. Между тем, в преддверии региональных выборов, один известный политик, с экрана телевизора сказал, что 75 % населения в России не живут, а выживают. Это правда, по себе знаю и не удивлюсь, когда прочту на страницах « РОГа» о том, чтобы выжить, охотники в районах Сибири и Дальнего Востока, на промысел выходят с дедовскими шомпольными малопульками.

Танк тридцатьчетверка вошел в историю, пошел в серию и стал легендой, благодаря редкой настырности своего конструктора, который проделал на нем марш – бросок с Харькова до Москвы. Скромная тридцатьдевятка, тоже могла бы войти в историю, как легкое и надежное промысловое ружье, но видно не судьба. Слышал, что и лицензию на ее производство давно продали.

Как писал поэт :

« Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

 

 

Александр Гурьев, Киров, май 2007